Размещение участников:
- подумать как удобнее,
лучше:
- В один общий круг;
- Полукругом;
- прямым партером (с проходами, без проходов);
- за партами;
- секторами в кругу;
- по группам вокруг столов;
- в паре;
- квадратом по периметру помещения;
- командами друг против друга.
- как организовать, провести размещение:
- каждому
микроколлективу отвести место и повесить табличку (если команда на конкурс
собрана и организована заранее);
- дежурные
встречают коллектив у входа и проважают на места, следя за тем, чтобы участники
занимали ряды подряд и рассаживались компактно;
- перед
входом каждый получает жетон (эмблему) определенного цвета (возможно часть
разрезанной открытки, рисунка) и находят сектор или стол, обозначенный таким же
цветом или с таким же рисунком;
- все
занимают постоянные места (за партами, за общим столом);
- каждый
садится куда захочет.
Выбор вариантов зависит от того, коллективное или
индивидуальное участие в конкурсе; от того, накануне или во время проведения
формируются команды; от тематики конкурса и заданий, которые будут
предлагаться.
Приемы
вовлечения в деятельность:
- равномерное
распределение участников общей работы между микроколлективами;
- индивидуальные
поручения;
- комплектование
временных микроколлективов вокруг лидеров с учетом взаимных симпатий.
Приемы педагогического воздействия,
стимулирующие личностное отношение к участию в деятельности.
- Авансирование успеха («Возьмите это поручение на
себя, оно у вас получится лучше всех»);
- Доверие («Я уверен, что вы сможете »
распределить силы в команде так, чтобы никто не остался в стороне»);
- Мнимое сомнение («Не знаю, справитесь ли вы:
задание довольно сложное»);
- Увлечение («А вам достанется самое интересное
задание, выполнить его одно удовольствие!»).
Оформление
(музыкальное, световое, художественное).
Особое внимание уделить
организации начала конкурса и его финалу, а также заполнению пауз между
заданиями. В процессе проведения и хода игры ведущему следует:
- Продумать
и тщательно подготовить вступительное слово, оно должно создать эмоционально
положительное отношение детей к игре;
- Раздавая
задания подгруппам, четко разъяснить их и напомнить игровые правила (время
выполнения, способ оценки, штрафные баллы, форма предъявления объектов,
ограничения дисциплинарного характера);
- При
выполнении заданий перемещаться от команды к команде, узнавая как идут дела,
эмоционально поддерживая и оказывая, в случае крайней необходимости,
содержательную помощь;
- При
оценке, результатов главное – не спешить! Сначала посадите все подгруппы и
осуществите эмоционально – содержательную настройку на предстоящую
деятельность. Лишь после этого начинайте просмотр заданий. Паузы, которые
неизбежно возникают между выступлениями, естественно заполняйте, например,
шуточными комментариями.
- Награждение
– очень важный этап игры, к которому необходимо подготовиться заранее
(заключительное слово, призы). Не забудьте выразить слова благодарности всем
участникам, кого-то отметьте особо и одарите «скромной наградой». Можно
подвести итого по другому: каждая группа определяет внутри себя «самого
активного», «самого находчивого» и т.д. может быть «Приз зрительских симпатий».
- После
игры необходимо организовать уборку помещений (расставить мебель, собрать
материалы и т.д.)
10
основных компонентов успеха
- Интересные задания;
- Красивое оформление;
- Материальное обеспечение;
- Музыкальное сопровождение;
- Находчивый ведущий;
- Компетентное жюри;
- Сопереживающие зрители;
- Исполнительные помощники;
- Подготовленные команды;
- Призы для победителей.
Важно помнить условия в
игре.
- Добровольность участия;
- Ощущения инобытия («как будто»);
- Высокая эмоциональное вовлеченность игроков;
- Наличие игровых правил;
- Динамичность, т.е. непредсказуемость,
негаданность процесса;
- Четко обозначены границы игрового пространства и
времени;
- Переживание субъективности, ощущение собственной
значимости и способности управлять процессом игры.
Блокнот.
Мотивация: Из психологии
известно, что учащиеся средних (7-8 Кл) переживают, так называемый
мировоззренческий период, когда внимание ориентировано на собственное Я,
осознание себя во всех связях с окружающей действительностью в системе
ценностей. В этом возрасте школьники часто заводят специальные блокноты,
тетради, где записывают примеры ответов на философские вопросы. Если этот
процесс складывается стихийно, то в такие блокноты вносятся тексты прошлых
песенок, высказывания о любви не очень красивого содержания.
С целью предупредить упрощенные, искаженные источники
миропонимания и помочь подростку в самопознании, в осознании себя в контексте
современной культуры, применяется такая форма организации воспитательной
работы, как блокнот.
На это мероприятие каждый ученик приносит свой блокнот.
Содержание этого воспитательного дела может иметь варианты. Например, школьники
могут знакомиться с новым понятиям, его анализировать, глубже осознавать, могут
обсуждать известный тезис; либо постигать суть афоризма.
Учитель: ребята, посмотрите – на доске написан удивительный
афоризм Виктора Гюго: «Наша жизнь –
путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя – и все останавливается».
(Школьники записывают афоризм в блокноты). Будьте так любезны, подумайте,
пожалуйста, что хотел сказать Гюго, когда создал этот афоризм?
В течение нескольких минут школьники размышляют, а чтобы
помочь им лучше представить это образное высказывание, включаем музыку,
имитирующую путешествие – восходящее, ритмичное, вечное движение.
А затем каждый ученик поочередно высказывается, что, по его
мнению, имел в виду В.Гюго, создавая этот афоризм. Интересные суждения
записываются в блокнот.
Для подготовки этого воспитательного дела можно использовать
сборники афоризмов, пословиц и поговорок, «В мире мудрых мыслей».
Проанализируем, как соединяются в этом воспитательном деле
теоретический, методический и технологический уровни. Трансляция гуманной идеи
осуществляется в знакомстве с точками зрения известных личностей, гениальных
людей, знатоков человеческих судеб на различные жизненные явления, что дает
представления об истине, добре, красоте и способствует возвышению подростков на
уровень гуманного осмысления жизни.
В процессе обсуждения, обмена мнениями, осуществляется
вовлечение ребят в активную деятельность, в ходе которой формируются важные
коммуникативные умения и навыки: отстаивать свои убеждения, четко и ясно
излагать свои мысли, аргументация речи, умение вести дискуссию, что
способствует воспитанию культуры общения.
Учитель, поддерживая доброжелательную обстановку в классе,
поощряет активность учащихся, применяет приемы эмоционального стимулирования,
непременно благодарит каждого выступившего за открытие нового видения, за
продвижение в понимании обсуждаемого явления, таким образом, возвышает
школьников на уровень достоинства. Если эти условия не выполняются – то теряет
смысл идея гуманизации.
Турнир знатоков этикета.
Для организации и проведения этого воспитательного
мероприятия необходимы:
- Ведущий, который не только выполняет
организаторские функции, но и предъявляет образцы и правила строгого
этикета;
- Две команды;
- Совокупность этических ситуаций различной
тематики, например, «Приветствия и знакомства», «Подарки», «В театре»,
«Столовый этикет», «В гостях».
- Жюри, члены которого заранее не
готовятся к турниру;
- Таблички с баллами;
- Счетчик – школьник, который будет
подсчитывать средний балл у команд за выполнения каждого задания и
итоговый результат.
В проведении турнира возможны
варианты: когда командам даются одинаковые задания, которые они выполняют
поочередно, но преимущество второго исполнения тоже чередуется; когда командам
даются схожие, но все же различные ситуации. Желательно подготовить задания для
выполнения всей командой, микрогруппой и отдельными представителями команды.
При проведении турнира
соблюдаются условия внедрения идеи гуманизации: школьники вовлечены в активную,
разностороннюю, интересную им деятельность. Получив задание, команды его
выполняют. В это время все эмоционально вовлечены в деятельность, переживают,
соучаствуют, внимательно следят за каждой деталью исполнения задания. Сразу же
после этого ведущий сообщает, какие правила предписывает строгий этикет в этой
ситуации, т.е. следует трансляция
культуры, и все участники турнира (исполнители, соперники, болельщики,
жюри) сравнивают выполнения задания с предъявленным образцом. Затем следует
оценка жюри. Турнир проходит ритмично, оживленно.
При подготовке и проведения
турнира есть возможность отработки навыков самоорганизации, обретения опыта
культуры выражения коллективных эмоций.
Шляпное
сражение.
- Этап. Предложить ребятам вспомнить, какие
они знают головные уборы. Это конкурс Разминка. Группы по кругу называют по одному
головному убору (панама, кепка, фуражка …). Побеждает та группа, которая
продержится дольше других и приведет последнее название.
- Этап. Задания группам изготовить шляпу из
подручного материала: бумага, газеты, ветки, листья лопуха и т.д., за 10 минут.
Но мало изготовить шляпу, надо ее защитить, т.е. убедить всех в ее
практичности и красоте. На этом этапе
победит тот, кто был самым находчивым в изготовлении и веселым в защите.
- Этап. Придумать ребятам по 5–10 вопросов
серьезных (Как называется самая близкая к нам
звезда?) или шуточных (Могут ли лошади
ковырять в носу?), написать эти вопросы на отдельных листочках и
опустить в свою шляпу. А теперь все шляпы передадим по кругу. Каждая группа
вынимает из доставшейся ей шляпы один вопрос, читает его и через 30 сек. дает
ответ. Когда все группы ответили, еще раз происходит передача шляп, и так до
тех пор, пока шляпа, пущенная по кругу, не вернется к своим изготовителям. На
этом этапе оценивается правильность или оригинальность ответа. В этой игре
сочетаются и элементы творческого конкурса, и элементы познавательной
викторины, тем она и интересна.
Веселый экзамен или Азбука
человеческих знаний.
Что такое экзамен – знают и
студенты и школьники. На экзамене экзаменатор предлагает учащимся взять билеты
и после небольшой подготовки ответить на тот вопрос, который в билете написан.
Экзамен чаще всего сдают индивидуально, в исключительных случаях коллективно.
Пусть у вас будет исключение, коллективный, и тоже веселый экзамен.
Приготовьте красивые
экзаменационные билеты, на каждом из них напишите только одно слово. Можно
взять слова, начинающиеся на одну букву алфавита. А –
архитектура, авария, адмирал, арифметика, апельсин. А можно
взять по одному слову на каждую букву ( А – арбуз, Б
– барашек, В – велосипед, Г – город, Д – джинсы, и т.д.). После
того, как группы вытащили билеты, ребята все вместе готовят ответ, в ответе
разрешается и поощряется использовать как научные факты, так и стихи, песни,
инсценировки.
За самый занимательный творческий
ответ полагается награда – высокая оценка "5” (например, 5 конфет).